Начнем с увеличения начального давления. Ведь в стационарных тепловых установках используется пар с начальным давлением до 29,4—44,1 МПа (300—450 кгссм2), а в паровозах только до 1,47—1,56МПа (15—16 кгссм2).

Выясним, какое влияние и а экономичность паровоза окажет повышение начального давления пара при одной и той же температуре, например при 400° С. Оказывается, если давление пара повысить с 1,47 до 1,96 МПа (15—20 кг/ссм2), то доля тепла, которая может быть полезно использована, увеличится всего на 1,5%. При дальнейшем увеличении давления эта доля, приходящаяся на 0,098 МПа (1 кг/ссм2) повышения давления, снижается. Так, например, если поднять давление пара с 14,7 до 19,6 МПа (150—200 кгссм2), то долю используемого тепла удается повысить всего лишь на 0,4%. Следовательно, физические свойства пара таковы, что повышение одного начального давления дает незначительный выигрыш в экономичности процесса.

С другой стороны, давление пара в паровозных котлах нельзя существенно повысить по конструктивным соображениям. Существующие котлы паровозов — жаротрубные с плоскими стенками топки. Их прочность не позволяет поднять давление в котле выше 1,96—2,45 МПа (20—25 кг/ссм2). Дальнейшее повышение давления требует коренной переделки конструкции существующих котлов. Отсюда можно сделать очень важный вывод: для повышения экономичности установки необходимо повысить не только давление, но и начальную температуру пара. Почему же не повышают эту температуру, скажем, с 400 до 1000° С и более?