На железных дорогах СССР эксплуатируются маневровые тепловозы чехословацкой и венгерской постройки. Первые буквы страны-изготовителя ставятся впереди обозначения серии тепловоза: ЧМЭЗ, ЧМЭ2, ВЭМ1.

Когда хотят дать общую характеристику тепловоза, то, кроме обозначения его серии, указывают еще тип тепловоза, т. е. количество колесных пар и их размещение. Число движущих колесных пар в тележках локомотивов и их расположение относительно друг друга на железных дорогах СССР принято обозначать цифрами, разделенными знаком плюс или минус. Такое обозначение условились называть осевой характеристикой. Знак « + » ставится в случаях, когда рамы тележек одной секции тепловоза связаны шарнирно между собой." Знак«—» показывает, что тележки между собой непосредственно не соединены. Например, условное обозначение двухсекционного тепловоза с двенадцатью движущими колесными парами, обе секции которого соединены друг с другом (рис. 10, а) напишется так 2(3О—Зо). Индекс «о» у цифры 3 условно показывает, что движущие колесные пары внутри тележки не связаны между собой механически, т. е. имеют индивидуальный привод от электродвигателей. Если речь идет об односекционном шестиосном тепловозе того же типа (рис. 10, б), то его обозначают так: Зо—30. Именно так обозначают экипажную часть односекционных тепловозов ТЭП75, ТЭП70, ТЭП60, ТЭМ2, ЧМЭЗ, М62 н др. А в чем особенность осевой характеристики 3—3?

В том, что это локомотив не с индивидуальным, а с групповым приводом осей. На рис. 10, в изображена схема трехосного тепловоза ТГМ23 с групповым приводом осей; такой экипаж обозначается только одной цифрой 3.

Рис. 11. Внешние виды тепловозов: а – 2ТЭ10В; б – 2ТЭ116; в – ТЭЗ; г – ТЭП75; д – ТЭМ2; е – ТЭМ7

Внешние виды наиболее распространенных тепловозов представлены на рис, 11, а в приложении (в конце книги) приведены характеристики.