Работа поршня определяется произведением силы, действующей на поршень, на пройденный путь. Перемещения поршня ограничиваются его крайними положениями. Как упоминалось выше, ход поршня и диаметр цилиндра — величины, весьма важные для дизеля. Если площадь поршня умножить на среднее индикаторное давление, то получим среднюю силу, приложенную к поршню. Если теперь эту силу умножить на расстояние, проходимое поршнем от верхней до нижней мертвой точки, то найдем работу, которую совершают газы, действующие на поршень, за один ход в одном цилиндре.

Поясним это примером. Пусть среднее индикаторное давление равно 0,98 МПа (10 кгссм2), а площадь поршня 0,08 м2 (800 см2). Тогда сила, действующая на поршень такого дизеля, составит 0,98X0,08 = 78,4 кН = 78 400 Н (или 800X10 = 8000 кгс).

Пусть ход поршня равен 330 мм, или 0,33 м (дизели типа Д50). Работа, которую произведет газ при движении поршня из верхней мертвой точки к нижней, будет равна произведению силы на величину перемещения, т. е. на ход поршня: 78400X0,33 = 25 872 Нм (или 8000X0,33 = 2640 кг/см).

Мы подсчитали работу, которую совершает газ в одном цилиндре за один рабочий ход поршня. В четырехтактном дизеле рабочий ход происходит в течение двух полных оборотов коленчатого вала. Значит, за один оборот вала в среднем совершается работа в два раза меньше, т. е. 25 872:2 = = 12936Нм, или 2640:2=1320 кг/см.