Теперь подсчитаем мощность дизеля. Предположим, что коленчатый вал делает в минуту 750 оборотов, или 750X60 = 45 000 обч.

Так как работа газа за один оборот вала составляет в нашем случае 12 936 Нм, то, следовательно, за 1 ч она будет равна 12 936X45 000 = = 582 120 000 Нм (т. е. 582 120 000 Дж, так как Нм — Дж), или 1320Х X45000 = 59 400 000 кг/см.

Мощностью называется работа, выполненная в единицу времени (в секунду). Если за 1 с будет совершена работа в 736 Нм (75 кг/см), то эту мощность условно называют одной лошадиной силой (0,736 кВт, или 736 Вт = 75 кгс мс). Значит, работа, выполненная при мощности 736 Вт (1 л. с.) за 1 ч, будет равна 736X Х3600 = 2 649 600 Нм (= Дж), или 75X3600 = 270 000 кг/см.

Следовательно, индикаторная мощность в киловаттах одноцилиндрового двигателя определится, если работу в джоулях за 1 ч разделить на 3600 с: 582 120 000 : 3600 = 162 кВт, а в лошадиных силах, если величину часовой работы 59 400 000 кг/см разделить на 270 000, т. е. 59 400 000:270 000 = = 220 л. с.

Однако полезная, или эффективная, мощность, измеряемая (реализуемая) на коленчатом валу, будет меньше индикаторной, так как часть мощности расходуется на преодоление сопротивлений в трущихся частях шатунно-кривошипного механизма и на привод вспомогательных механизмов (насосы, воздуходувка и др.).

Величина этих потерь зависит от величины зазоров, качества обработки деталей, температуры и вязкости масла и в среднем для номинального режима работы может быть принята равной около 20%. Тогда для нашего случая эффективная мощность для одного цилиндра равна 162X0,8 = 130 кВт, пли 220X0,8= 176 л. с, а для шести цилиндров дизеля в 6 раз больше, т. е. 780 кВт, или 1056 л. с. Мощность современных тепловозных дизелей достигает 2210, 4400 кВт (3000, 6000 л. с.) в одном агрегате.