Применение газотурбинного наддува и охлаждения » воздуха является генеральным направлением повышения мощности современных тепловозных дизелей при тех же габаритах. Огромное значение наддува можно оценить на таком сопоставлении. Дизель 10Д100 имеет столько же цилиндров и тех же размеров, сколько дизель 2Д100. Однако мощность его в 1,5 раза(!) больше — 2210 кВт вместо 1470 кВт, или 3000 вместо 2000 л. с. Этого удалось добиться за счет повышения давления наддува с 0,127 до 0,215 МПа (с 1,3 до 2,2 кгссм2), большей (за цикл) подачи топлива в дизель и охлаждения воздуха перед поступлением в цилиндры.

Для работы двигателя внутреннего сгорания необходимо топливо. Топливо — богатство страны. Добыча

Рис. 36. Схема турбокомпрессора дизеля 10Д-100

Рис. 37. Схема приводного центробежного компрессора дизеля 10Д100

Увеличение мощности тепловозов в секции особенно необходимо для дальнейшего роста пропускной и провозной способности железных дорог, топлива, в частности нефти, его переработка, перевозка и хранение требуют больших затрат труда. Почти половина расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией тепловозов, приходится на топливо. А ведь дизельными локомотивами выполняется около половины всех перевозок, осуществляемых на стальных магистралях нашей страны.

Рис. 38. Внешний вид дизель-генератора типа Д49 с газотурбинным наддувом

Чтобы обеспечить работу тысяч тепловозных дизелей, железнодорожный транспорт потребляет дизельного топлива около 18 % от общего производства его в стране. Поэтому даже самая небольшая экономия дизельного топлива в масштабе всей железнодорожной сети приобретает государственное значение. Покажем это на таком примере.