Возьмем одну тысячу двухсекционных тепловозов ТЭЗ мощностью 2940 кВт (4000 л. с.) и подсчитаем, сколько потребуется топлива, чтобы эти локомотивы могли работать в течение только 1 ч. Мощность дизелей всех тепловозов составит 1000X2940 = 2 940000 кВт, или 1000X4000 = 4000000 л. с.

Дизель тепловоза ТЭЗ на каждый киловатт своей мощности в течение 1 ч расходует 231 г (или 170 г на каждую лошадиную силу) дизельного топлива, а 2 940 000 кВт (или 4 000000 л. с.) потребуют 2 940 000X231=680 т.

Это за один час. Если считать, что тепловоз работает в полную нагрузку только половину суток, то за это время будет израсходовано (не учитывая работу дизеля на холостом ходу) дизельного топлива 680X12 = 8160 т.

Если экономить 1% топлива, то это составит за каждые сутки 81,6 т, а за год 81,6X365 = 30 000 т.

Целое озеро дизельного топлива, для перевозки которого потребуется 10 — 12 тяжеловесных составов! Но это только 1000 тепловозов. А в масштабе всей сети железных дорог? Можно представить, сколько миллионов рублей будет сбережено в год, если к тому же учесть и сокращение расходов, связанных с добычей и транспортированием топлива.

Вот почему придается большое значение вопросам экономии топлива как при создании новых тепловозов, так и при их модернизации: идет напряженная борьба за каждый грамм удельного расхода дизельного топлива. В этой связи трудно переоценить значение новых четырехтактных дизелей. Например, дизели 5Д49 на режиме номинальной мощности расходуют на один киловатт-час 211 г дизельного топлива вместо 218 г, расходуемых двухтактными дизелями 10Д100, установленными на тепловозах 2ТЭ10Л и 2ТЭ10В.

Для того чтобы оценить, насколько полно используется в дизеле теплота, полученная при сжигании топлива, пользуются понятием коэффициента полезного действия (к. п. д.).