Нижняя часть зеркала цилиндровой втулки покрывается слоем масла, попадающего на стенки втулки через зазоры подшипников шатунно-кривошипного механизма путем разбрызгивания. Как же снять с зеркала втулки избыток масла? Для этого поршень снабжают еще двумя-тремя маслосъемными (или масло срезывающими) кольцами, устанавливаемыми в нижней части поршня.

Рис. 47 Схема работы маслосъемного кольца

Конструктивно маслосъемные кольца отличаются от уплотнительных еще и тем, что имеют скошенную острую кромку (рис. 47), которой при движении поршня вниз от камеры сгорания) они соскабливают масло со стенок цилиндровой втулки. Дальше через сквозные щели в кольце и каналы в кольцевых канавках поршня масло стекает в картер дизеля.

При обратном ходе, когда поршень движется вверх к камере сгорания, кольцо своими скошенными поверхностями скользит по масляной пленке, но не может его увлечь. Поршень дизеля 10Д-100 наряду с маслосъемными кольцами, имеющими щели, снабжен также кольцами без щелей. В последнем случае масло, срезаемое кольцом, стекает в картер через отверстия в теле поршня.