Усилия от поршня к коленчатому валу передаются через поршневой палец, шарнирно соединяющий поршень с шатуном. Общим у пальцев дизелей 10Д-100, 11Д-45, Д-50 является то, что они выполнены полыми. Это сделано для облегчения веса, а у дизелей типа Д-50 — и для подачи смазки к трущимся поверхностям. Палец шпилечного поршня дизеля 2Д-100 по способу закрепления отличается от пальца дизеля Д-50. При работе дизеля Д-50 палец может свободно поворачиваться, а при работе дизеля 2Д-100 палец остается неподвижным относительно вставки поршня — он закреплен во вставке. Если палец при работе может свободно поворачиваться в поршне и головке шатуна, то он называется плавающим. Плавающие пальцы изнашиваются почти равномерно по всей поверхности благодаря тому, что имеют возможность поворачиваться. Эта особенность имеет важное значение, так как при неравномерном износе образуются односторонние зазоры между пальцем и головкой шатуна. Чем больше зазор, тем с большей силой ударяет палец о втулку шатуна, изнашивая ее и создавая повышенные напряжения в шатунно-кривошипным механизме.