Чтобы сократить расходы металла в стружку, упростить механическую обработку и сэкономить время на изготовление, применяются литые валы. Харьковский завод им. Малышева в 1955—1956 гг. освоил изготовление литых чугунных коленчатых валов для дизеля 2Д100.

Рис. 53. Общие виды заготовок коленчатых валов

Чем же объяснить, что чугун, имеющий меньшую прочность, чем сталь, к тому же хрупкий и маловязкий, с успехом вытесняет сталь при изготовлении коленчатых валов (несущих высокие динамические нагрузки) для мощных относительно быстроходных дизелей? Объясняется это тем, что удалось решить проблемы повышения прочности чугуна и улучшения его вязкости. Прочность чугуна была значительно повышена за счет изменения формы графита. Такой чугун называется высокопрочным; по своей прочности он не уступает обычной стали.

Невольно возникает вопрос, почему не применяются валы, отлитые из стали? Причина здесь кроется в том, что из-за меньшей текучести стали очень трудно получить высококачественную отливку такой сложной детали, как коленчатый вал дизеля. Чугунные валы отливаются с припуском на обработку только коренных и шатунных шеек. Щеки вала отливаются без припусков и подвергаются незначительной механической обработке, связанной с его балансировкой и устройством каналов для подвода смазки.

Рис. 54. Коленчатый вал с цилиндрическими щеками и роликовыми подшипниками

Чтобы продлить срок службы коленчатого вала дизелей Д49, 11Д45, коломенские тепловозостроители не только отливают его из высокопрочного чугуна, но и «азотируют», т. е. насыщают азотом поверхностный слой шеек на глубину 0,5 мм. Это повышает прочность и твердость вала, что снижает износ его шеек.