Частота вращения коленчатого вала, при которой возникает резонанс, называется критической. Работать на такой критической частоте вращения коленчатому валу ни в коем случае нельзя, иначе могут быть вызваны колебания вала с чрезвычайно большой амплитудой и как результат этого резко возрастут напряжения, достигнув величин, опасных для материала вала.

Итак, резонансные, критические колебания могут возникнуть только тогда, когда частота изменения одной из составляющих вращающего момента совпадает с частотой собственных колебаний вала.

Частоты составляющих вращающего момента могут быть кратны частоте вращения вала. Поэтому опасные колебания наблюдаются как при небольшой частоте вращения вала в минуту, так и при значительной. Например, для дизеля 10Д100 одна из опасных частот собственных колебаний равна 3300 колебаний в минуту. Если бы двигатель мог работать с частотой вращения 3300 обмин, то крутильные колебания были бы чрезвычайно велики.

Рис. 63. Схема антивибратора маятникового типа

330, 470, 550, 825 и 1100 обмин. Неудивительно, что конструкторы машин, в которых возможны подобные крайне опасные колебания, ищут способы избежать резонанса. Чтобы устранить явление резонанса в современных дизелях, применяются специальные устройства — антивибраторы. Широкое распространение получил один из видов такого устройства — маятниковый антивибратор. Чтобы понять работу этого антивибратора, обратимся к принципиальным схемам. Подвесим к маховику (валу) на роликах (рис. 63) груз (типа маятника) так, чтобы при вращении маховика (вала) ролики позволяли грузу отклоняться относительно вертикальной оси (радиуса) на некоторый угол в ту и другую сторону подобно маятнику.