Предположим, что вал вращается с постоянной частотой вращения, но меньшей или большей критической. В этом случае подвеска груза направлена по радиусу маховика (положение I). При этом груз антивибратора не оказывает воздействия на систему, вращаясь вместе с маховиком (валом) с равномерной скоростью.

Допустим теперь, что частота вращения коленчатого вала увеличилась до резонансной критической, например достигла 470 обмин (дизель типа Д100). В этом случае маховик (вал), вращаясь, начнет также совершать и колебательные движения (крутильные колебания), направленные то в сторону вращения, то в противоположную вращению вала сторону. При этом амплитуды колебания будут расти. Как поведет себя в этом случае груз антивибратора? В тот момент, когда движение маховика во время каждого его колебания будет ускоряться, груз антивибратора по закону инерции будет стремиться сохранить свое движение с прежней скоростью, т. е. начнет отставать на некоторый угол от участка вала, к которому антивибратор прикреплен (положение II). Груз (вернее, его инерционная сила) будет как бы «притормаживать» вал. Когда угловая скорость маховика (вала) во время этого же колебания начнет уменьшаться, груз, подчиняясь закону инерции, будет стремиться как бы «тянуть» за собой вал (положение III).

Таким образом, инерционные силы подвешенного груза во время каждого колебания будут периодически воздействовать на вал в направлении, противоположном ускорению или замедлению вала, и тем самым изменять частоту его собственных колебаний.