Для гашения резонансных крутильных колебаний вала в дизелях применяются также демпферы, устройство которых основано на поглощении энергии колебаний путем трения между инерционной массой и вязкой жидкостью. Такие демпферы имеют двигатели внутреннего сгорания дизельных поездов постройки Венгерской Народной Республики, которые в большом количестве эксплуатируются на железных дорогах СССР.

Рис. 66. Демпфер

На дизелях 5Д-49 тепловозов 2ТЭ-116 установлены силиконовые демпферы (рис. 66). Демпфер состоит из герметичного корпуса, внутри которого размещен маховик (масса). Маховик может свободно вращаться относительно корпуса, укрепленного на конце коленчатого вала. Пространство между корпусом и маховиком заполнено силиконовой жидкостью, имеющей большую вязкость. Когда коленчатый вал вращается равномерно, маховик за счет сил трения в жидкости приобретает ту же одинаковую с валом частоту (скорость) вращения. А если возникнут крутильные колебания коленчатого вала? Тогда их энергия передается корпусу и будет поглощена силами вязкого трения, возникающими между корпусом и инерционной массой маховика.

На дизелях Д-49 тепловозов ТЭП-70 применен комбинированный антивибратор, состоящий из маятникового антивибратора и силиконового демпфера. Маятниковый антивибратор по устройству и принципу действия аналогичен антивибратору, установленному на дизелях 2Д100 и 1 ОД 100.