Нарушения во времени питания цилиндров дизеля воздухом или топливом, в очистке их от отработавших газов и т. п. немедленно вызовут неполное сгорание топлива и, как следствие, снижение экономичности, образование сажи (дымление), появление токсичных газов, отравляющих окружающую среду. Сажа осядет на деталях дизеля, сам дизель перегреется, мощность его уменьшится, расход топлива увеличится. Могут возникнуть и другие нежелательные явления.

В двухтактных дизелях с прямоточно-щелевой продувкой (например, в дизелях 10Д-100 и 2Д-100) газы из цилиндров удаляются через окна в цилиндровой втулке. Окна открываются самим поршнем (нижним). Газы, отработавшие в цилиндрах двухтактных дизелей, имеющих клапанно-щелевую продувку (например, в дизелях 14Д-40, 11Д-45), выпускаются с помощью клапанов, В соответствии со своим назначением они называются выпускными. В четырехтактных дизелях Д-50, М-750, Д-49, Д-70 и др. выпуск газов из цилиндров производится также с помощью выпускных клапанов.

А как заполняются цилиндры свежим воздухом? В четырехтактных дизелях (Д-49, Д-70, Д-50, М-750) это осуществляется через каналы в цилиндровой крышке, которые перекрываются впускными клапанами. В двухтактных дизелях ОД 100, 2Д-100, 11Д-45, 14Д-40 и др. воздух в цилиндры поступает через окна в цилиндровой втулке; окна открываются и закрываются самим поршнем (на дизелях типа Д-100 верхним поршнем). Механизм, который управляет движением впускных и выпускных органов и обеспечивает подачу воздуха и топлива в полном соответствии с установленным для данного дизеля порядком, работы цилиндров (см. с. 80), называется газораспределительным. Таким образом, устройство механизма газораспределения дизелей определяется тактностью дизеля, а на двухтактных дизелях — типом продувки.