Регулятор называется центробежным потому, что его действие основано на изменении центробежных сил, возникающих при разных значениях частоты вращения его грузов. Как известно, центробежная сила возникает при вращении любого тела (груза). В регуляторе таким вращающимся телом является траверса (диск). Диск (рис. 85) приводится во вращение через зубчатую передачу от коленчатого вала дизеля.

К краям диска шарнирно прикреплены два рычага с одинаковыми грузами, по одному на каждом рычаге. Грузы вращаются вместе с диском регулятора вокруг вертикальной оси и шарнирно связаны со скользящей муфтой, которая может свободно перемещаться вверх или вниз. Весь этот узел называется измерителем частоты вращения коленчатого вала дизеля. Это исходный основной орган регулятора.

Возникает вопрос: каково назначение пружины? Пружина регулятора имеет определенную затяжку (силу предварительного сжатия). Эта сила пружины соответствует заданной частоте вращения, т. е. уравновешивается вертикальной составляющей от центробежной силы грузов. Сила затяжки (настройки) пружины задается машинистом в зависимости от профиля пути, необходимой скорости движения поезда и других причин. Если машинисту необходимо увеличить (или уменьшить) частоту вращения вала дизеля, специальный механизм сильнее (или слабее) затянет пружину. О том, как на тепловозах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, ТЭП60, ТЭП70, 2ТЭ116 и др. по сигналу машиниста изменяется затяжка пружины, мы узнаем на с. 130. Когда подача топлива в цилиндры соответствует нагрузке дизеля, его коленчатый вал вращается с некоторой постоянной частотой и вся система регулятора находится в равновесии. Рассмотрим, что произойдет, если нагрузка на дизель изменится, например уменьшится. В этом случае частота вращения вала дизеля при той же подаче топлива увеличится, соответственно увеличится и частота вращения диска регулятора, а следовательно, и связанных с ним двух грузов.