Движение жидкости по замкнутому трубопроводу называется циркуляцией. Различают циркуляцию естественную и принудительную. Если налить в сосуд любой формы (рис. 97) жидкость и начать ее подогревать, то жидкость в сосуде будет непрерывно перемещаться. Так как горячая жидкость легче холодной, то подогретые снизу частицы ее будут подниматься, а на их место сверху поступит более холодная жидкость. Такое движение жидкости называется естественной циркуляцией. Но при естественной циркуляции жидкость движется медленно. Это не обеспечивает интенсивного отвода тепла от дизеля.

Чтобы ускорить циркуляцию и тем самым увеличить отвод тепла, на каждый дизель устанавливают насосы, которые принудительно перемещают охлаждающую жидкость с определенной скоростью. Описанная замкнутая система охлаждения дает возможность иметь сравнительно небольшое количество воды в системах охлаждения. А для тепловозов это очень важно, так как позволяет уменьшить массу и габариты устройств системы охлаждения. Поэтому на всех тепловозах применяются только замкнутые системы, в которых вода добавляется лишь для восполнения утечек и испарения.

Рис. 97. Схема циркуляции воды в открытом сосуде

Система охлаждения одного дизеля 10ДШ0 на тепловозе 2ТЭ10В вмещает 1450 кг воды.