Такой теплообменник получает все большее распространение на тепловозах. Дело в том, что интенсивность передачи тепла от масла к воде намного выше, чем от масла к воздуху. Благодаря этому водяной теплообменник компактнее и легче, чем воздушный. Замена 2880 медных серебренных трубок (тепловоз ТЭЗ) компактным теплообменником позволяет, кроме того, сэкономить значительное количество цветного металла. А раз так, то можно увеличить толщину трубок до 1 мм (толщина трубок в водяной секции 0,55 мм), т. е. повысить прочность и надежность водомасляного теплообменника. Если к этому добавить, что температура атмосферного воздуха в нашей стране колеблется в очень широком диапазоне (от +45 до — 55°С), а сам воздух, охлаждающий секции, нагревается, то станет ясно, что масловоздушные секции работают в неблагоприятных температурных условиях, что приводит к деформациям трубок и повреждению секций.

Рис. 103. Схема размещения водомасляного теплообменника

Где размещают водомасляный теплообменник, видно на рис. 103. Охлаждающая вода проходит внутри вертикальных трубок (рис. 104), укрепленных в отверстиях верхней и нижней досок (решеток), а масляный поток направляется поперек этих трубок и при этом делает несколько поворотов (от одной стороны корпуса теплообменника к другой), так как вынужден огибать лабиринт из поперечных перегородок. Встречая на своем пути трубки с водой, масло отдает им часть тепла.

Рис. 104. Схема устройства и работы водомасляного теплообменника