Ознакомимся с этой схемой (рис. 110) на примере дизеля 10Д-100. Горячее масло из поддона (ванны) нагнетается под давлением 0,3—0,6 МПа (3—6 кгссм2) шестеренным насосом в водомасляный теплообменник. Схема работы масляного насоса ясна из рис. 111. Подача (производительность) его составляет 120 м3ч при частоте вращения коленчатого вала дизеля 850 об/мин. Охлажденное в теплообменнике масло возвращается в дизель и по внутренней масляной системе поступает ко всем трущимся поверхностям деталей, а также к поршням дизеля для их охлаждения. Масло, прошедшее через дизель, стекает в поддон. Для очистки масла применяются фильтры (о том, как устроены и работают фильтры, мы узнаем в гл. 10). По пути из теплообменника в дизель масло проходит через фильтр грубой очистки. Это основной контур внешней масляной системы. Часть горячего масла (5—6% всей подачи) после насоса отводится не к теплообменнику, а к фильтру тонкой очистки. Очищенное в этом фильтре масло возвращается, как это видно из рисунка, в поддон дизеля.

Есть и дополнительные контуры. Перед пуском дизеля в его масляную систему в течение 90 с (предварительно) нагнетают масло. Почему 90 с? 90 с — время, достаточное для того, чтобы масло дошло до всех трущихся деталей (подшипников и т. п.). Это не только уменьшает их износ, но и облегчает начало вращения (раскрутку) коленчатого вала.