Количество воздуха, просасываемого вентилятором через холодильник, зависит от частоты вращения вентилятора и положения створок жалюзи. Жалюзи представляют собой заслонки, которые могут поворачиваться вокруг своей продольной оси и изменять сечение для прохода воздуха. Боковые жалюзи установлены снаружи секций холодильника (рис. 114), а верхние — над вентиляторным колесом. Для предупреждения чрезмерного охлаждения воды и масла в секциях в зимний период поверх боковых жалюзи приходится навешивать специальные чехлы.

Управление жалюзи и гидромуфтой вентилятора автоматизировано. Есть такое воскообразное вещество — церезин. Одно из его свойств — способность в определенном диапазоне температур плавиться и, как следствие, значительно расширяться в объеме. Например, при повышении температуры церезина от 50 до 80°С объем его увеличивается на 14—15% Конструкторы решили воспользоваться этим свойством церезина и наполняют им датчики, которые «командуют» частотой вращения колеса вентилятора и открытием жалюзи. Задача решается относительно просто. Баллончик, плотно закрытый с одного конца (на тепловозе 2ТЭ10В он имеет вид змеевика), заполняют церезином (рис. 115). Размещают баллончик так, чтобы его омывала горячая жидкость. Как только температура воды или масла достигает установленного предела, церезин плавится, расширяется в объеме и начинает перемещать резиновую пробку, поршень со штоком и, преодолевая усилие пружины, толкатель. На этом командные функции термобаллончика заканчиваются.

Шток перемещает кулачок, который с помощью рычажков замыкает различного назначения микровыключатели. Собираются электрические цепи включения электропневматических 2ТЭ10Ли2ТЭ10В. На других тепловозах, в частности ТЭП60, ТЭП70 и ТЭП75, терморегуляторы имеют другую конструкцию. С их помощью изменяется расход масла, поступающего к гидродвигателям, которые приводят во вращение вентиляторные колеса холодильника.

Рис. 115. Схема устройства терморегулятора привода жалюзи

Наряду с автоматическим управлением предусмотрено ручное, но им машинисты пользуются только в случае отказа системы САРТ или при сильных боковых ветрах (с пылью, снегопадом, дождем), когда требуется держать закрытыми жалюзи с одной стороны тепловоза и открытыми с другой.