При изучении цепей управления тепловозом и защиты оборудования следует иметь в виду, что принято левые концы всех проводов этих цепей изображать присоединенными к положительному зажиму аккумуляторной батареи или вспомогательного генератора. Правые концы проводов соединяются с отрицательными зажимами этих источников электрической энергии. В соответствии с направлением прохождения тока от плюсовых зажимов к минусовым рассмотрение схем производится слева направо.

Управление тепловозом машинист начинает с пуска дизеля. Перед пуском, кроме общей проверки исправности, экипировки тепловоза, должны быть подготовлены к работе электрические цепи управления. Для этого на тепловозах 2ТЭ10Лили 2ТЭ10В необходимо включить рубильники аккумуляторных батарей, автоматы «Управление дизелем», «Работа дизеля», «Топливный насос», «Жалюзи», «Пожарная сигнализация» и «Управление», поставить переключатель режимов ПкР в положение, соответствующее односекционной или двухсекционной работе, вставить и повернуть в рабочее положение замковый ключ КЗ (или на тепловозах 2ТЭ10В вставить рукоятку блокировки тормоза БУ). Главная рукоятка контроллера должна находиться на нулевой позиции.

Теперь можно приступить к пуску дизеля. Рассмотрим пуск дизеля при односекционной работе тепловоза 2ТЭ10Л. Прежде всего включают тумблер «Топливный насос», который замыкает цепи катушки реле управления РУЗ и электромагнитного вентиля ВП9 механизма выключения пяти топливных насосов правого ряда при работе дизеля на холостом ходу и 3й позиции контроллера машиниста (рис. 246). Они получают питание по следующей цепи: плюсовые зажимы 11—4, замкнутые контакты переключателя ПкР, замковый ключ КЗ (контакты 11—9), автомат «Топливный насос» 46, провода 354, 355, 358, размыкающий контакт реле управления РУТ, катушка реле РУЗ и на минусовый зажим батареи. Параллельно от зажима реле РУ7 по проводу 343, размыкающим контактам реле РУ8, РУ6, проводам 1291, 996, К18 ток проходит через катушку вентиля ВП9 и возвращается на минусовый зажим батареи.