С 1й позиции контроллера вступает в действие защита дизеля от повышенных температур воды и масла. Если их температуры превысят допустимые пределы, срабатывает соответственно температурное реле ТРВ или ТРМ, и их контакты разрывают между проводами 123 и 121 цепь катушки контактора КВ. Благодаря этому снимается возбуждение тягового генератора, и дизель будет работать без нагрузки.

Для прекращения работы тепловоза в режиме тяги главная рукоятка контроллера возвращается в нулевую позицию. Верхние контактные пальцы контроллера машиниста (при уже выключенных групповых контакторах ослабления возбуждения тяговых электродвигателей) непосредственно разрывают цепь питания катушек контакторов KB и ВВ, контакторы выключаются, снимая возбуждение тягового генератора. Эти же контактные пальцы контроллера размыкают и цепь катушки реле времени РВЗ. Однако якорь реле удерживается во включенном состоянии еще 1,2—1,5 с и только потом отпадает, размыкая контакты реле и, следовательно, цепь тока через катушки электромагнитных вентилей контакторов силовой цепи. Контакторы выключаются, когда уже нет тока в силовой цепи. В результате предупреждается подгорание их главных контактов.

Выключение контакторов возбуждения В и KB должно происходить лишь после перехода тяговых двигателей на полное возбуждение, т. е. после выключения групповых контакторов ослабления возбуждения BUll, BU12. С этой целью в электросхему тепловозов 2ТЭ10Л введена подпитка цепи катушек контакторов ВВ и KB от 9го пальца контроллера машиниста через замыкающие блокировочные контакты контакторов ВШ1, ВШ2 и провод 1068 (минуя цепь через первую пару пальцев контроллера). Поэтому питание катушек контакторов возбуждения будет кратковременно сохраняться и на нулевой позиции контроллера до тех пор, пока не отключатся контакторы ВШ1 и ВШ2.