Наличие в цепи катушек контакторов KB и ВВ размыкающих блокировочных контактов пусковых контакторов Д1 и Д2 исключает возбуждение тягового генератора при включенных пусковых контакторах, когда генератор подключен на аккумуляторную батарею (даже если приварятся главные контакты пусковых контакторов при пуске дизеля).

Увеличение силы тяги и скорости движения тепловоза достигается путем повышения мощности дизель-генератора. При этом частота вращения коленчатого вала с помощью контроллера машиниста увеличивается вплоть до номинальной, когда дизель отдает наибольшую мощность. При передвижении рукоятки контроллера на 2ю и далее до 15й позиции с помощью четырех групп подвижных и неподвижных контактов контроллера включаются электромагниты МР1— МР4 регулятора дизеля в определенной последовательности. Эти магниты постепенно увеличивают затяжку всережимной пружины регулятора, обеспечивают" повышение частоты вращения коленчатого вала. При переходе на каждую последующую позицию частота вращения коленчатого вала возрастает на 30—35 обмин, увеличивается и мощность дизель-генератора.

Кроме того, замыкающиеся контакты контроллера обеспечивают питание катушек следующих реле управления: со 2й позиции РУ8; с 4й позиции РУК); с 8й позиции РУ15; с 1й по 12ю позицию РУ4.

Эти реле производят переключения в схеме возбуждения возбудителя для более плавного нарастания мощности дизель-генератора и силы тяги с целью улучшения пусковых свойств локомотива, допускают включение возбуждения тягового генератора только на 1й позиции контроллера, вводят в работу со 2й позиции пять ранее отключенных топливных насосов правого ряда, с 4й позиции — регулировочную обмотку ОР амплистата, с 13й позиции контроллера — реле масляного давления РДМ2 и т. д.

Итак, машинист, изменяя мощность дизель-генераторов, с помощью главной рукоятки (штурвала) контроллера обеспечивает заданную скорость движения тепловоза с поездом. Тепловозы 2ТЭ10Л оборудованы дистанционной системой управления охлаждающим устройством, автоматической локомотивной сигнализацией, автоматической пожарной сигнализацией, которые получают питание током от вспомогательного генератора.