Название «букса» происходит от немецкого Bnchse, что значит ящик, коробка. Букса современного тепловоза мало похожа на ящик, она представляет собой стальной литой корпус сложной конструкции с подшипниками качения внутри. Через подшипник букса опирается на шейку оси. На буксу, как правило, опирается одна из «точек» рессорного подвешивания (см. с. 348), Таким образом, букса выдерживает и передает нагрузку от массы тепловоза на ось колесной пары, воспринимает и передает силу тяги и торможения. В этом и состоит ее назначение. Кроме того, она воспринимает толчки от неровностей пути, усилия от боковых перемещений колесной пары и др. Условия, в которых приходится работать буксам, осложняются тем, что они не обрессорены.

На тепловозах разных серий буксы различаются между собой по устройству, однако они имеют много общих черт, вытекающих из их назначения, условий работы и требований, предъявляемых к ним во время эксплуатации. Конструкторы стремятся сделать буксы как можно надежней, легче и компактнее: ведь только на один тепловоз (например, 2ТЭ10В) идет 24 буксы. И еще: затраты на ремонт и эксплуатацию буксового узла и трение в нем должны быть минимальны. Как же решаются эти задачи? Прежде всего подчеркнем, что на всех отечественных тепловозах применяются буксы с двухрядными цилиндрическими роликовыми подшипниками. В результате трение в них по сравнению с подшипниками скольжения уменьшается в несколько раз, т. е. в конечном итоге сокращается расход топлива на тягу поезда. Подшипники качения требуют значительно меньше смазки, чем подшипники скольжения, и проще в эксплуатации. Из-за уменьшения трения облегчается трогание локомотива с места, что особенно важно в сильные морозы, когда смазка загустевает. В целом надежность буксы с подшипниками качения повышается, поэтому служат они дольше.