Упрощенная схема устройства буксы с роликовыми подшипниками показана на рис. 254. На шейку оси колесной пары .насажено внутреннее кольцо, которое вращается вместе с осью. Другое кольцо (наружное) большего диаметра остается неподвижным в корпусе буксы. Между двумя кольцами находятся ролики. Когда тепловоз начинает двигаться, внутреннее кольцо вращается и увлекает ролики, которые перекатываются между кольцами, по своим дорожкам. Обычно на наших локомотивах в одном корпусе буксы размещены два роликовых подшипника, между которыми установлены большое и малое кольца, называемые дистанционными.

Рис. 254. Упрощенная схема устройства буксы

Каждая букса при качении колесной пары в колее делает по отношению к раме тележки сложные перемещения: вверх—вниз и к тому же влево — вправо (поперек рамы). Так как рама тележки является обрессоренной частью экипажа, а букса необрессоренной, то буксе должна быть обеспечена некоторая свобода перемещения по отношению к раме тележки, чтобы она могла воспринимать вертикальные силы, действующие на нее.

На тепловозах 2ТЭ10Л, ТЭЗ, ТЭМ2, М62 и др. эта задача решена так. Корпус буксы свободно (с некоторым зазором) вставлен в специальный вырез в раме тележки, называемый челюстью. В результате обеспечивается подвижная связь рамы с буксой (колесной парой). Такая букса, получившая название челюстной, своими боковыми поверхностями трется о боковые поверхности (наличники) вырезов рамы.