Более просто устроена пружина — винтовая (цилиндрическая) рессора, навитая из одного прутка. Какими же свойствами должна обладать листовая рессора или винтовая пружина, чтобы она лучше смягчала толчки и удары?

Необходимо, чтобы рессорная система была как можно мягче, т. е. чтобы, по возможности, больше прогибалась (сжималась). Как же определить, какая из рессор или пружин мягче? Возьмем ряд пружин и будем нагружать их одной и той же силой Р (рис. 256). Мы убедимся, что пружины неодинаково поддаются прогибу: самой жесткой (тугой) оказалась пружина, у которой прогиб равен 10 мм, а самой гибкой (слабой)—пружина с прогибом 40 мм. Чем больше сможет прогнуться рессора (пружина) под нагрузкой, тем она мягче, чем меньше — тем жестче. Условились считать, что прогиб рессоры (пружины) в миллиметрах под действием груза 10 кН (1 тс) или 10 Н (1 кгс) характеризует гибкость рессоры.

Рис. 256. Прогиб пружин под действием одной и той же силы

Гибкость — одна из важнейших характеристик упругих свойств рессоры. Обычно гибкость рессорной системы устанавливают в зависимости от скорости. Чем выше конструкционная скорость локомотива, тем гибче должна быть рессора. Поэтому на пассажирских локомотивах рессорная система более гибкая. Она лучше смягчает воспринимаемые толчки и удары при наезде колес на неровности пути, однако гибкость ограничивается прочностью рессор. Такой же важной характеристикой упругих свойств рессоры является жесткость— величина, обратная гибкости, т. е. нагрузка в ньютонах (тонно-силах или килограмм-силах), вызывающая прогиб рессоры на 1 мм.