Тележки не только воспринимают и передают на рельсовый путь вес всего оборудования, размещенного на главной раме и в кузове тепловоза. При движении они испытывают сложные динамические нагрузки: силу тяги, силу торможения, боковые и вертикальные силы, действующие как со стороны железнодорожного пути, так и со стороны самого локомотива. С ростом скорости эти нагрузки увеличиваются. Все это предъявляет высокие требования к конструкции тележек, к их надежности, прочности, удобству в обслуживании.

Конструкторы много трудятся над тем, чтобы сделать тележку не только безопасной в движении, но и не очень тяжелой. Однако чем мощнее тепловоз, тем труднее этого добиться. Борьба идет за каждый килограмм металла. Задача решается главным образом за счет усовершенствования отдельных узлов. Вот один из примеров. Мощность тепловоза 2ТЭ10Л в 1,5 раза больше мощности тепловоза ТЭЗ (3000 вместо 2000 л. с. в секции), но тележка его лишь на 1,1 тс тяжелее (24,7 вместо 23,6 тс) тележки тепловоза ТЭЗ, хотя в принципе тележки однотипны. Этого удалось достигнуть в основном благодаря применению усовершенствованного рессорного подвешивания и более рационального нагружения роликовых подшипников букс, что позволило снизить их вес.