Чтобы в зазоры между деталями дизеля меньше проникло твердых частиц (размером меньше 0,15 мм), в систему смазки дизелей включается еще один фильтр, называемый фильтром тонкой очистки. Но фильтр тонкой очистки, задерживающий частицы значительно тоньше волоса, создает большое сопротивление для прохода масла. Если такой фильтр включать в систему смазки последовательно, т. е. так же, как и фильтр грубой очистки, то для пропуска большого количества масла потребовалось бы в несколько раз увеличить размеры фильтра или затрачивать очень большую мощность на прокачивание масла. Поэтому фильтр тонкой очистки включается в систему смазки не последовательно, а параллельно основному потоку масла (см. рис. 118). Он стоит на ответвлении, и через него проходит только часть потока масла (до 5—6%). Эта часть профильтрованного масла сливается в поддон, непрерывно освежая масло в системе. На первый взгляд работа такого фильтра кажется бесполезной, так как масло, прошедшее через него, не подается к деталям дизеля. Но это неверно. В масляной системе дизеля содержится 1,7 м3 масла (тепловоз 2ТЭ10В), а подача (производительность) шестеренного насоса равна 120 м3ч. Значит, весь объем масла проходит по системе 70 раз в течение часа (120:1,7). Если при каждом кругообороте масла одна двадцатая часть его 5%) прокачивается через фильтр тонкой очистки, то весь объем масла пройдет через него за час трижды, точнее 3,5 раза (70:20). Благодаря этому масло потеряет мельчайшие частицы, что существенно уменьшит износ деталей дизеля.