У возбудителя тепловоза ТЭЗ имеется и ряд других особенностей по сравнению с возбудителями тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТЭМ1 и ТЭМ2.

В процессе работы тягового генератора обмотка возбуждения нагревается, поэтому ее сопротивление возрастает, и при том же напряжении возбудителя ток возбуждения генератора уменьшается и, следовательно, снижает его мощность. Дизель разгружается. При холодных обмотках возбуждения, наоборот, мощность генератора будет слишком велика, она вызовет перегрузку двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, при включении вентилятора холодильника, компрессора или других вспомогательных нагрузок дизель также будет перегружаться.

Для более полного использования мощности дизеля, а также предупреждения его перегрузки при указанных изменениях режима работы силовой установки на тепловозе ТЭЗ применен узел дополнительного автоматического регулирования мощности (АРМ). Одним из основных его элементов является регулировочная обмотка возбудителя, расположенная на ненасыщенных полюсах (см. рис. 159). Эта обмотка с помощью автоматического устройства увеличивает возбуждение возбудителя, если мощность дизель-генераторной установки уменьшилась меньше заданной, и снижает его при чрезмерном повышении мощности.

Рис. 159. Размещение обмоток на полюсах возбудителя тепловоза ТЭЗ А — магнитный мостик; НП — главные насыщенные полюсы; 7 — главные ненасыщенные полюсы; ДП — добавочные полюсы; ШВ — параллельная обмотка; О — дифференциальная обмотка; НВ — обмотка независимого возбуждения; М — ограничительная обмотка; Р — регулировочная обмотка; К — последовательная обмотка