На тепловозах серии 2ТЭ-10Л вспомогательный генератор н возбудитель также объединены в двухмашинный агрегат (рис. 164), по конструкции близкий к двухмашинному агрегату тепловоза ТЭЗ. Наиболее существенные отличия имеют главные полюсы возбудителей этих тепловозов. На главных полюсах возбудителя тепловоза 2ТЭ10Л расположено по две обмотки — независимого возбуждения и управления (размагничивающая). При работе тепловоза аппараты электрической схемы изменяют силу тока в независимой обмотке возбуждения таким образом, чтобы возбудитель обеспечивал постоянство мощности тягового генератора при заданной частоте вращения его якоря. Размагничивающая обмотка служит для коррекции <характеристик возбудителя и получения малого напряжения генератора при трогании тепловоза.

Рис. 164. Двухмашинный агрегат тепловоза 2ТЭ10Л

Коллектор вспомогательного генератора имеет удлиненную втулку из изолирующего материала, на которой шесть главных и по пять добавочных полюсов. Сердечники главных полюсов выполнены из листовой стали, сердечники добавочных полюсов — стальные литые. Главные полюсы вспомогательного генератора снабжены только параллельной обмоткой возбуждения. Якоря вспомогательного генератора и возбудителя имеют практически одинаковую конструкцию и собраны на общем валу. Их сердечники набраны из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. В пазах сердечников якорей каждой из двух электрических машин уложена.