Подвозбудитель вырабатывает электрический ток для питания обмотки возбуждения возбудителя тепловоза. Одновременно подвозбудитель является датчиком частоты вращения коленчатого вала дизеля, т. е. тахогенератором. По мере увеличения частоты вращения вала по позициям контроллера машиниста повышается частота тока подвозбудителя, обеспечивающая рост уровня мощности тягового генератора (воздействием на систему регулирования мощности). Подвозбудитель (рис. 166) является однофазным синхронным генератором обращенного типа — индуктор машины остается неподвижным, вращается якорь вместе с обмоткой, от которой питается электрическим током внешняя цепь подвозбудителя. Система возбуждения возбудителя состоит из четырех полюсов. Сердечники полюсов — сплошные. Катушки полюсов выполнены с многослойной обмоткой из изолированного провода диаметром 1,35 мм. Полюсы установлены в магнитопровод из электротехнической стали, который в свою очередь запрессован в цилиндрическую станину подвозбудителя. Обмотка независимого возбуждения подвозбудителя получает питание постоянным током от вспомогательного генератора тепловоза.

Рис. 166. Синхронный подвозбудитель тепловоза 2ТЭ10Л

Обмотка якоря подвозбудителя — миоговитковая, выполнена из изолированного провода диаметром 2,08 мм, намотанного на сердечник якоря. На валу якоря с помощью пластмассового изолятора укреплены контактные кольца, к которым присоединены выводы обмотки якоря. Щетки установлены в щеткодержателях, крепящихся