При выпущенном шасси и отклоненных на 38° закрылках на предпосадочном планировании боковые колебания самолета практически отсутствуют. При таком соотношении поперечной и путевой устойчивости самолет при отказе одного из двигателей начинает медленно вращаться относительно оси, что дает возможность пилоту своевременно восстановить первоначальное положение самолета— ликвидировать крен.

Самолет сохраняет хорошие характеристики поперечной и путе1зой устойчивости и управляемости в широком диапазоне углов скольжения (рис. 1.5). Изменение углов отклонения элеронов и руля направления по углу крена имеют благоприятный характер вплоть до максимальных отклонений руля направления. Полностью отклоненный руль направления может вывести самолет на углы скольжения до 20°, однако и при этом сохраняется достаточный запас устойчивости. Исследования, проведенные при продувке, показали, что зависимость коэффициентов путевого момента самолета от угла скольжения сохраняется практически прямолинейной в диапазоне углов от —30 до +30°.

Рис. 1.5. Характеристики продольной и поперечной устойчивости самолета

На всех режимах координированного скольжения усилия на педалях не меняют своего знака и по величине вполне приемлемы. При разбеге самолета вследствие реактивного момента воздушных винтов происходит перераспределение нагрузок на главные ноги шасси. При левом вращении винтов большая нагрузка приходится на правую ногу шасси, что увеличивает силу сцепления правых колес с взлетно-посадочной полосой и приводит к развороту самолета вправо. Кроме того, закрученная струя от винтов приводит к несимметричному обтеканию вертикального оперения даже при симметричной тяге двигателей. Винты левого вращения создают скос потока в горизонтальной плоскости у вертикального оперения, вследствие чего возникает путевой момент, также приводящий к развороту самолета вправо. Турбореактивный двигатель, установленный в правой гондоле, создает путевой момент, стремящийся развернуть самолет влево. Суммарный момент стремится развернуть самолет влево в начале разбега. Во второй половине разбега моменты уравновешиваются.