Бортовые аварийные люки (рис. 2.10) имеют проемы размером 500х600 мм. Вырез под аварийный люк окантован штампованной дюралюминиевой обечайкой и усилен подкладным листом, вертикальными 3 и горизонтальными 4 балками. Крышка бортового аварийного люка 2 открывается внутрь кабины. Она состоит из чашки и обечайки. В крышке люка имеется окно 5, по размеру и конструкции аналогичное обычному окну грузовой кабины. Замок крышки люка открывается изнутри ручкой 6.

Рис 2.10. Люк аварийный бортовой

Замок бортового аварийного люка (рис. 2.11) состоит из корпуса 6, штыря 1, внутренней 4 и наружной 9 ручек, кронштейнов 3 и 11, тяги 2, качалок 7 и осей 8 и 12. Аварийный люк фиксируется в закрытом положении штырями, один из которых закреплен неподвижно на обечайке крышки люка. Штырь перемещается поворотом качалок относительно оси 8. Тяга 2 и двухзвенник 5, соединенный шарнирно с плечом 10 двуплечей качалки, при поднятии ручки 4 поворачивают рычаг 7 и замок открывается. При опускании ручки 4 дверь закрывается штырем.

Рис. 2.11. Замок бортового аварийного люка

Люк аварийный верхний (рис. 2.12) установлен в кабине экипажа, и служит выходом при вынужденной посадке самолета на воду.

Рис 2.12. Люк аварийный верхний

Окантовка люка 12 представляет собой штампованную чашу, усиленную по контуру профилем 11. В закрытом положении крышка люка удерживается двумя упорами 8 и одним штырем 2. Для сохранения усилия обжатия резиновых уплотнителей 1 и 7 при их усадке в условиях эксплуатации установлены винтовые прижимы Ю и 14.

В некоторых вариантах самолетов в крышку 4 вмонтирован астрокупол 6, выполненный из ориентированного органического стекла.

При поджатии штыря 2 рычагом 15 через ролик 13 заворачиванием винтового упора 14 усилие на ручке 5 не должно превышать 5 кгс. Пружина 3 удерживает штырь 2 в закрытом положении замка.

Для удобства технического обслуживания планера, силовых установок и бортовых систем на самолете установлены эксплуатационные люки. На правом борту между шпангоутами 30 и 31 расположен люк для подключения наземного кондиционера, закрытого снаружи крышкой. Люк герметизируется по контуру резиновой прокладкой. В бортах фюзеляжа, зализах крыла, в нижней панели фюзеляжа и сверху расположены эксплуатационные люки. Вырезы в обшивке под люки усилены накладками или штампованными чашками и закрываются крышками.