На тепловозах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В вместо кнопочных включателей на пультах управления в кабине машиниста установлены наборы тумблеров (выключателей) общепромышленного назначения. Одна из конструкций тумблеров показана на рис. 203. Ручное управление тумблером производится с помощью его ручки, которая посредством шарика и пружины устанавливает поворотный сектор в одно из крайних фиксированных положений. Один из контактных мостиков поворотного сектора соединяет два неподвижных контакта (расположенных в плоскости, перпендикулярной представленному на рис. 203 разрезу корпуса тумблера) и замыкает электрическую цепь, которой управляет данный тумблер. При повороте ручки тумблера эти мостиковые контакты разрывают цепь, а вторые мостиковые контакты замыкают другую цепь управления, присоединенную ко второй каре неподвижных контактов.

Рис. 203. Тумблер

Рис. 204. Автоматический воздушный выключатель

На новых тепловозах ряд предохранителей с плавкими вставками в цепях управления и освещения заменен автоматическими воздушными выключателями (рис. 204). Выключатель замыкает управляемую цепь с помощью подвижного и неподвижного контактов. В выключателе ток проходит через биметаллическую пластину (инварсталь). В результате нагрева пластина выгибается за счет различных коэффициентов линейного расширения инвара и стали. Если ток превышает допустимый, то, изогнувшись, пластина с помощью механизма расцепления быстро отводит подвижный контакт от неподвижного, предохраняя цепь от чрезмерных нагрузок.