Шасси предназначено для устойчивости и управляемости при передвижении самолета по земле, обеспечения разбега при взлете и пробега при посадке, для (поглощения и рассеивания энергии, демпфирования ударных нагрузок, передающихся от земли на (конструкцию самолета. Устойчивость самолета Ан-26 при передвижении по земле обеспечивается трехопорных, убирающимся в полете шасси с двумя основными и одной передней опорой, которые по оптимальной схеме скомпонованы относительно центра тяжести. Оптимальная схема выбиралась из условия удовлетворения противоречивых требований: обеспечения минимального радиуса разворота, обеспечения максимального запаса устойчивости по крену и капоту и уменьшения массы.

Рис. 4.1. Схемы расположения шасси: а — в аксонометрии; б —в плане (вид сбоку); 1 — уровень земли при полном обжатии амортизатора; 2 — уровень земли при стояночном обжатии амортизаторов; 3 — уровень земли при полном разжатии амортизаторов

На рис. 4.1 представлена схема размещения шасси самолета Ан-26. База шасси 7650, колея 7900 мм. Отношение базы к колее примерно равно единице, что обеспечивает хорошую устойчивость в наиболее опасном направлении от центра тяжести под прямым углом к линии, соединяющей оси передней и любой из основных амортстоек. Этот угол у самолета равен 50°. Чем меньше угол, тем устойчивость самолета (меньше. У самолетов, шасси которых убираются в фюзеляж, угол не превышает 25°-30°.

Управляемость самолета на земле обеспечивается системой поворота передней опоры и раздельным торможением колес основного шасси. Демпфирование .колебаний, поглощение и рассеивание энергии осуществляются амортизаторами и пневматиками колес. Минимальный радиус разворота по внешнему контуру наружного колеса 11 250 мм, что является вполне приемлемым для маневрирования самолета на рулежных дорожках и разворотах на полосах шириной 25 м и более.

Угол выноса передней ноги 8°, основного шасси 2,5°, что дает возможность более эффективно использовать амортизатор для поглощения энергии от тормозного момента, создаваемого тормозами колес. При полностью обжатом амортизаторе и сохранении зазора между точкой фюзеляжа и землей в 200 мм обеспечивается взлетный угол в 6°. При полностью разжатых амортизаторах, т. е. при посадке, посадочный угол составляет 10°, что вполне обеспечивает максимальное использование аэродинамического качества при взлете и посадке.