Что произойдет, если на ходу переключить тяговые электродвигатели для работы в противоположном движению тепловоза направлении, или, как говорят, дать контрток? Ведь на паровозах применяют контрпар в качестве тормозного средства. Нельзя ли на тепловозах в необходимых случаях производить торможение с помощью контртока?

Рассмотрим изменения в работе электрических машин тепловоза в случае применения контртока. При нормальной работе электрической передачи локомотива электродвижущие силы тяговых электродвигателей направлены против подводимого к ним напряжения от тягового генератора, т. е. имеют противоположное направление электродвижущей силе генератора. Величина тока генератора будет прямо пропорциональна разности этих э. д. с. (см. п. 1 гл. 13).

Если на ходу произвести реверсирование тяговых электродвигателей, то изменится направление тока в их обмотках возбуждения. Легко определить по правилу правой руки, что индуктируемая ими э. д. с. также станет противоположной по направлению. Значит, теперь электродвижущие силы тяговых электродвигателей и генератора будут иметь одинаковое направление. Тяговые электродвигатели превратятся в генераторы, включенные последовательно с тяговым генератором. Ток двигателей и генератора будет пропорционален сумме их электродвижущих сил и резко возрастет. Нужно иметь еще в виду, что на тепловозах применяются тяговые электродвигатели последовательного возбуждения. Весь ток двигателей проходит по обмоткам их возбуждения. Поэтому с увеличением тока тяговых электродвигателей будет непрерывно расти их э.д.с. до тех пор, пока не наступит магнитное насыщение полюсов. Электродвигатели стремятся развивать наибольшую э. д. с. и, следовательно, создавать максимальный ток.