Реле боксования состоит из ярма, электромагнитной катушки, поворачивающегося вокруг своей оси якоря с двумя подвижными контактами в его верхней части. Нижний конец якоря оттягивается пружиной, при этом замыкается подвижный контакт с неподвижным задним контактом.

На нижнем же конце якоря укреплен плунжер против сердечника катушки. При боксовании колесной пары по катушке проходит ток, ее сердечник намагничивается и притягивает плунжер. Якорь поворачивается, преодолевая натяжение пружины, подвижный контакт отходит от заднего неподвижного и замыкается с передним неподвижным контактом. В цепях управления тепловозом происходят переключения, приводящие к снижению возбуждения тягового генератора и силы тока в тяговых двигателях для прекращения боксования. Кроме того, замыкается цепь сигнального зуммера, оповещающего о боксовании.

Посмотрим, как включена катушка реле боксования и почему в ней при боксовании появляется ток?

На тепловозе ТЭЗ параллельно двум тяговым электродвигателям каждой группы, соединенным последовательно, включены два одинаковых резистора СРБ (рис. 211, а). Один конец катушки реле боксования РБ подсоединяется между тяговыми электродвигателями в точке Ь, другой — между двумя резисторами СРБ в точке с. Напряжение, подведенное к точкам а и d, где соединяются цепи тяговых двигателей и резисторов реле боксования, падает двумя равными частями на каждом из двигателей и на каждом из резисторов. Электрические потенциалы точек подключения зажимов катушки реле боксования будут одинаковы, и по катушке реле ток не проходит.

Рис. 211. Схемы включения катушки реле боксования: а — на тепловозе ТЭЗ при устойчивой работе тяговых электродвигателей; б — при боксовании первого электродвигателя на тепловозе ТЭЗ; в — на тепловозе 2ТЭ1СВ