Для передачи и распределения электрической энергии с изменением напряжения в различные цепи электросхемы тепловоза используются трансформаторы. Наиболее широко их применяют в устройствах автоматического регулирования мощности дизель-генераторов.

Трансформатором называют электромагнитный аппарат, осуществляющий преобразование электрической энергии переменного тока одного напряжения в энергию переменного тока другого напряжения без изменения частоты тока.

Простейший однофазный трансформатор состоит из двух неподвижных катушек медного изолированного провода, расположенных на стальном замкнутом сердечнике (рис. 219). Одну из катушек с числом витков провода подключают к внешнему источнику переменного тока и называют ее первичной обмоткой. К другой катушке — вторичной обмотке с числом витков провода ш2 — присоединяют потребитель энергии (нагрузку). Переменный ток первичной обмотки создает в сердечнике трансформатора изменяющийся магнитный поток. Этот поток пронизывает витки первичной и вторичной обмоток трансформатора и индуктирует в каждом из них одинаковую электродвижущую силу. Поскольку витки обмотки соединены последовательно, то ее электродвижущая сила будет прямо пропорциональна числу витков.