Трансформатор может иметь несколько вторичных обмоток, в том числе автотрансформаторных, для питания энергией различных вторичных цепей. Трехфазный ток также легка трансформировать. Трехфазные трансформаторы выполняются с тремя стержнями, на каждом из которых располагают по одной первичной и вторичной обмотке фаз.

Трансформаторы нагреваются из-за потерь энергии в них. Небольшие трансформаторы, применяемые на тепловозах, имеют воздушное охлаждение и отдают тепло непосредственно в окружающий воздух. Более мощные трансформаторы снабжают масляным охлаждением для интенсивного отвода тепла от обмоток. После подробного рассмотрения принципов работы легко разобраться в устройстве тепловозных трансформаторов.

От распределительного трансформатора на тепловозах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10Ви ТЭП60 получают питание цепи переменного тока измерительных трансформаторов тока и напряжения, амплистата возбуждения возбудителя и индуктивного датчика объединенного регулятора дизеля (рис.221).

Рис. 221. Распределительный трансформатор тепловоза 2ТЭ10Л: а — общий вид; б — электрическая схема

Сердечник трансформатора броневого типа набран из листов электротехнической стали толщиной 0,2 мм. Листы стянуты стальными шпильками и угольниками, на которые трансформатор устанавливается на тепловозе.

Трансформатор имеет первичную обмотку HI—f\l, включающую в себя две автотрансформаторные обмотки 01—KJ, 02—К1 и четыре вторичных обмотки Н2—К2, ИЗ—КЗ, Н4—К4 и И5—К5.